Родители обычно рассматривают травмы и несчастные случаи, происходящие с детьми, как нечто из ряда вон выходящее, чего нельзя предотвратить. Это неверно. Несчастные случаи, к сожалению, происходят с детьми не так уж редко, но они не носят случайного характера, поэтому их в какой-то мере можно и избежать, особенно если уметь предвидеть их. С детьми несчастные случаи обычно происходят тогда, когда они оказываются одни в такой ситуации, в которой им не хватает ловкости, внимательности, опыта, умения оценить положение и дисциплинированности.
В первой части этой книги мы говорили о ситуациях, способствующих возникновению детского травматизма у детей ясельного возраста. Чаще всего это бывают домашние травмы. Дети постарше постепенно осваивают более безопасные формы поведения, что охраняет их от несчастных случаев. Однако поле деятельности четырехлетнего малыша становится более широким. Родители берут его летом к реке или озеру, зимой кататься на лыжах и санках. Шестилетний ребенок начинает ходить в школу, знакомясь непосредственно с- уличным движением. Все это для него связано с новыми впечатлениями, но, к сожалению, и с опасностью получения травм.
До сих пор еще, к сожалению, у нас тонет большое количество детей. Шестилетние малыши, не умеющие плавать, подвергают себя большой опасности, находясь без надзора у водоемов. Бывают случаи, когда дети тонут буквально на глазах купающихся взрослых, когда те на минуту выпускают их из поля зрения. Это происходит там, где в реках есть какие-то ямы, куда ребенок может попасть, или он заходит на такую глубину, откуда уже не может выбраться. Если не привыкший к воде, неопытный ребенок внезапно глотнет холодной воды, то в результате испуга у него может произойти рефлекторная остановка дыхания и он может задохнуться. ?ногда тонут и дети старшего возраста, умеющие плавать и гордящиеся своей физической силой и ловкостью. Происходит это обычно потому, что, ныряя в воду в незнакомых местах, они ударяются головой о твердые предметы, скрытые под водой. ?ногда они плавают у небольших плотин, где есть опасные течения.
Как предохранить детей от подобных несчастных случаев? Прежде всего следует как можно раньше научить их плавать. Ребенка уже в ясельном возрасте следует ?познакомить? с водой, играя с ним, например, в мяч где- нибудь на мелком месте. Чуть позже можно начинать учить малыша плавать. Сначала пусть он научится держаться на воде, опустив голову вниз и вытянув руки вперед, с помощью резинового круга или без него научится делать движения руками, правильно дышать. Шестилетний ребенок должен уже уметь плавать. Главное не пугать малыша водой, наоборот, надо заинтересовать его так, чтобы он стремился к воде. А когда он научится плавать, охраной для него должна стать собственная дисциплинированность.
Нужно, чтобы родители знали друзей ребенка. Ребенок сам, без товарищей редко попадает в ситуацию, связанную с риском.
Пребывание на природе, оказывающее благотворное воздействие на физическое и психическое развитие ребенка, может быть связано с большей опасностью для него ? это может быть, например, опасность отравления растениями, грибами. Ребенок школьного возраста, как правило, достаточно разумен, поэтому несчастные случаи в домашних условиях случаются с ним редко. Случаи отравления лесными плодами или плодами, собранными в парке, происходят не потому, что дети их путают с плодами съедобными. Это происходит обычно следующим образом: один из ребят в поисках острых ощущений попробует незнакомый плод, а остальные, как это принято среди мальчишек, делают то же самое, чтобы ?не ударить лицом в грязь?. Никому из них, к сожалению, и в голову не придет, что этот поступок может стать последним в их жизни. Таким образом дети могут отравиться дурманом, волчьей ягодой и т. п.
Случаи змеиных укусов, а тем более укусов со смертельным исходом, у нас очень редки. Следует помнить, то змеи любят бывать на заброшенных, прогретых солнцем полянах, поэтому в лес дети должны ходить только обутыми. Ребенку, укушенному змеей, должна быть сразу же оказана первая помощь: надо завязать руку или ногу над укусом, рану следует оставить незакрытой, чтобы из нее свободно вытекала кровь. Потерпевшего следует как можно быстрее отправить к врачу, чтобы он ввел противозмеиную сыворотку. Укушенному не следует много двигаться, ходить. Если ребенка покусал или хотя бы поцарапал какой-либо зверь, следует обязательно сделать прививку от столбняка, а в некоторых случаях и от бешенства. Родителям следует быть более внимательными и к укусам насекомых, пчел, ос. Если местная реакция на укус слишком сильна или если после укуса у ребенка появилось обморочное состояние, зуд по всему телу, тошнота и т. п., необходимо срочно обратиться к врачу. Очень опасны укусы насекомых в полость рта или глотки. В этом случае ребенок нуждается в неотложной врачебной помощи.
Ребенок может получить травму, упасть с дерева, при чем это происходит тем чаще, чем непривычнее он себя чувствует в загородных условиях. Много несчастных случаев происходит с детьми зимой. Зимние виды спорта должны стать составной частью физического воспитания детей уже в дошкольном возрасте. Естественно, что ребенок, с раннего детства привыкший кататься по заснеженным склонам, приобретает такие двигательные реакции, которые ему помогут избежать серьезных травм в более старшем возрасте. Чтобы по возможности избежать травм, ребенок, катающийся па лыжах, должен быть хорошо обут, у него должны быть хорошие лыжные крепления, соответствующая одежда. На лыжных прогулках его должен сопровождать кто-нибудь из взрослых. В состоянии усталости кататься на лыжах не рекомендуется. Катание на санках для маленьких детей более опасно, чем на лыжах. Кататься на коньках следует разрешать детям только на общественных катках, так как, катаясь на замерзшем пруду или реке, юные конькобежцы нередко тонут. Если бы родители больше интересовались, где и с кем проводят их дети свое свободное время, многих несчастных случаев могло бы просто пе быть. Несчастный случай обычно завершает далеко не первую попытку действий, связанных с опасностью, ему, как правило, предшествует целый ряд таких действий.
Намного большую опасность представляет детский травматизм на дорогах. Это доказывает и статистика. Низкая способность оценивать ситуацию и недостаточный опыт делают ребенка младшего школьного возраста совершенно беззащитным среди уличного движения. Есть какое-то несоответствие в том, что шестилетний ребенок, ум которого созрел для занятий в школе, совершенно не подготовлен к тому; чтобы он мог оберегать себя от опасности, связанной с уличным движением. ?з-за своего маленького роста он не может как следует ориентироваться на улице, на дорогах, в шестилетнем возрасте он не способен даже приблизительно определить скорость приближающейся машины, его поле зрения довольно узко, он плохо определяет направление приближающегося звука, в опасной ситуации школьник младшего возраста не может различить правую и левую стороны.
Восприятие ребенка находится под сильным влиянием эмоций, и опасность дорожной травмы для ребят старшего школьного возраста увеличивается в соответствии с их возрастающей самоуверенностью, свойственной этому возрасту. Существуют разные ситуации, во время которых ребенок попадает в дорожные аварии, здесь многое зависит от его возраста, размеров населенного пункта, где он живет. В тех городских кварталах, где на улицах очень интенсивное движение, родители учат детей быть осторожными, и они обычно скорее привыкают соблюдать правила безопасности на дорогах, чем дети, живущие на улицах с менее оживленным движением. Дети младшего школьного возраста часто выбегают на дорогу за мячом, не задумываясь, перебегают ее. Старшие ребята часто попадают в опасные ситуации на дорогах, катаясь на велосипеде.
Ребенка дошкольного возраста нельзя оставлять одного на улице. ?, конечно, уже в этом возрасте родители своим поведением на улице должны прививать ему правильные навыки и терпеливо объяснять правила безопасности. Ребенок должен хорошо усвоить, что, подойдя к краю тротуара, перед тем как выйти на дорогу, следует остановиться, переходить можно лишь на переходах, он должен разбираться в сигналах светофора и т. п.
В соответствии с естественными нормами этики взрослые должны заботиться и охранять детей на улице. Это должно стать правилом для каждого человека ? если он видит школьника в трудной ситуации среди уличного движения, он должен помочь ему. У милицейских работников помогать детям стало служебной обязанностью и выражением гуманных чувств. Пока ребенок не начнет сам ходить в первый класс, родителям следует пройти с ним вместе несколько раз по той дороге, по которой он ежедневно будет ходить в школу. Ребенок, который начал ходить в школу, уже должен обладать элементарными навыками правильного поведения на улицах, уметь правильно перейти дорогу, перекресток, правильно войти и выйти из автобуса, трамвая и т. д. Школьник должен познакомиться с техническими свойствами автомобилей и мотоциклов, он должен знать, что тормозной путь у машины довольно большой, становясь еще больше на мокром шоссе, что современные машины имеют большую скорость.
Езда на велосипеде ? не слишком подходящее занятие для детей. Однако, если старшие школьники все же катаются на велосипеде, то предполагается, что они знают правила уличного движения, владеют техникой езды на велосипеде, и их велосипед находится в хорошем состоянии. Ездить им следует по менее оживленным дорогам.
Очень опасны игры с ружьями и пистолетами, взрывчатыми веществами, различными химическими веществами. Да и стрельба из лука ? неподходящее занятие для детей. Нередко она кончается травмами глаз.
Когда следует уделять ребенку повышенное внимание с точки зрения его безопасности? Надо знать, что скорее могут получить травму дети, находящиеся в состоянии физической или психической усталости, дети, ее пришедшие в норму после серьёзной болезни, находящиеся в состоянии душевной неуравновешенности, и дети из так называемых трудных семей. Травмы происходят с ребенком чаще, когда он попадает в новую среду и хочет быстро с ней познакомиться. ?менно поэтому несчастные случаи часто случаются с городскими детьми при поездках за город. Зимние травмы, связанные с катанием на лыжах и санках, случаются чаще именно в начале зимнего сезона. В это время следует уделять детям больше внимания.
?так, каковы же общие принципы профилактики детского травматизма? Прежде всего следует беречь от несчастных случаев самых маленьких детей, а детей по старше ? от тяжелых опасных травм. В то же время с самого раннего детства надо с помощью физических упражнений развивать ловкость, внимательность, физическую сноровку детей для того, чтобы они по возможности быстрее научились сами противостоять опасности. Точно так же дети нуждаются и в воспитании, которое бы формировало их характер таким образом, чтобы они знали, что такое внутренняя дисциплина, уважение к другому человеку и правильная оценка своих возможностей. Надо развивать самостоятельность ребенка, но делать это следует в процессе тщательного и внимательного наблюдения за ним.
молодежная одежда киргизия