Детские врачи и психологи сталкиваются с двумя контрастными ситуациями. Часто к ним обращаются родители с жалобами, что их ребенок успевает в школе не так хорошо, как они этого ожидали, хотя и выглядит смышленым и толковым. Они обычно объясняют, что трудности с учебой возникли у малыша с самого начала, что ребёнок с трудом включался в школьную жизнь, ему больше нравилось играть, он был недисциплинированным, не умел сосредоточиться, и все попытки заставить его работать оказались напрасными. Некоторые родители признают, что сделали ошибку, отдав рано ребенка в школу ? еще до того, как малышу исполнилось шесть лет.
С другой стороны, мы становимся свидетелями отчаянных усилий родителей, стремящихся получить справку от врача, что их ребенок может посещать школу ? даже в том случае, если шесть лет ему исполнится осенью. В некоторых случаях врач рекомендует родителям шестилетнего малыша не спешить отдавать его в школу, хотя они, как правило, настаивают. Доводы родителей обычно одни и те же: наш ребенок не глупее остальных, малыша наших знакомых уже записали в школу, а чем наш хуже его? Родители также говорят, что в школе ребенок проведет много лет и каждый сэкономленный год ему может позже пригодиться. ?ногда решение родителей поддерживают родственники, дедушки и бабушки малыша.
В отдельных случаях ребенок, не созревший для занятий в школе, все-таки сумеет справиться с трудностями в течение первых месяцев или по крайней мере, первых школьных лет. В этом ему может помочь добрый, терпеливый учитель и разумный, тактичный подход н ребенку со стороны родителей. Однако иногда трудности различного характера долго преследуют ребенка. По сравнению с другими детьми, готовыми к занятиям в школе, такой ребенок учится с большим напряжением, у него пропадает интерес к занятиям, а иногда даже появляется отвращение к ним. Таким детям приходится долгие часы просиживать за уроками, которые становятся мучительными как для них, так и для родителей, в результате чего возрастает нервозность с той и с другой стороны. Если ребенку не удается помочь справиться с задачами, возложенными на него, начальные недостатки в его учебе в старших классах могут усилиться. ?ногда врачи сталкиваются со случаями, когда к ним приводят детей как больных, а при тщательном обследовании оказывается, что настоящая причина недомогания ? перегрузка ребенка, не доросшего до требований, которые к нему предъявляются в школе. У таких детей часто бывает рвота по утрам перед уходом в школу, или они жалуются па боли в животе, головные боли, на боль в глазах и т. п. ?ногда они испытывают настоящий страх перед занятиями в школе, даже отвращение к ним, поэтому стараются как можно чаще пропускать уроки.
?так, не следует допускать, чтобы ребенок поступал в школу преждевременно. Дети, созревшие для занятий в школе, легко к ней привыкают, хорошо учатся, в их поведении и успеваемости нет неблагоприятных отклонений.
Как определить, что ребенок ?созрел? для занятий школе? Прежде всего следует оценить физическое развитие малыша, причем надо учесть не только его рост и массу. Значительно важнее обратить внимание на его конституцию, которая у шестилетнего малыша претерпевает значительные изменения: более зрелые дети вытягиваются в высоту, их конечности становятся длинными, а голова по сравнению с ними кажется маленькой, туловище уже не кажется таким ?бочкообразным?. Улучшается координация движений: ребенок передвигается ?более элегантно?, умеет экономно расходовать свои силы, может выполнить точные движения, что необходимо, например, при письме.
Однако более важным является вопрос зрелого восприятия и мышления ребенка. Ребенок, созревший для школы, способен замечать на предмете, который он воспринимает, намного больше подробностей и взаимоотношений между ними, он уже не удовлетворяется восприятием одной общей формы предмета, как это бывает у детей менее зрелых.
Значительные изменения происходят и в мышлении ребенка, он уже способен воспринимать такие категории, как количество, размер, причинность и т. п. Малыш уже может определить число (четыре ? пять) предметов, лежащих на столе, количество расставленных на бумаге точек и т. п.
Однако ребенок, зрелый в физическом и умственном Отношении, для школы может быть все же еще не подготовленным. Действительно, некоторые способные и умственно развитые дети выглядят очень по-детски, целый день они готовы играть, не отличаются самостоятельностью, во всем зависят от родителей. Надо, чтобы ребенок был уже настолько самостоятельным, чтобы мог часть дня провести, например, без мамы, обойтись без ее поддержки и помощи. Надо, чтобы он умел выполнять какую-то работу, умел что-то делать, добивался, чтобы ему ее давали, чтобы он умел продолжительное время сосредоточиться на ней и не путал работу с игрой.
?так, решить вопрос о готовности ребенка к школе далеко не так просто, как это кажется на первый взгляд. В последнее время у нас уже почти везде проводятся систематические обследования детей перед поступлением их в школу, на основании которых детский врач у каждого ребенка индивидуально определяет степень зрелости его физического и умственного развития и советует родителям, как следует поступить в каждом конкретном случае.
Подготовленность ребенка к занятиям в школе является результатом всего предыдущего сложного развития. Так как на ребенка действует много внешних и внутренних факторов, то и его зрелость формируется под их влиянием. Следовательно, можно развивать и формировать способности ребенка для занятий в школе. Конечно, это совсем не означает, что надо учить ребенка тому, чему его будут обучать в школе. Родители, которые делают это, только усложняют ситуацию ? интерес малыша к учебе снижается, отчего страдает процесс формирования правильных навыков работы школьника. Надо стараться создавать для ребенка такую атмосферу, которая бы развивала его инициативу, но не перегружала его, создавать для детей такие условия, чтобы они естественно, без принуждения познавали окружающий их мир, могли много рисовать, играть в игры типа ?конструктор?, расширять свой словарный запас с помощью книг с картинками, стихотворений и песенок, чтобы могли классифицировать различные вещи и рисунки, по-разному манипулировать с ними. Речь, следовательно, идет о том, чтобы начиная с определенного возраста мы подводили ребенка к выполнению каких-то более сложных задач, которые бы создавали возможность для естественного, постепенного перехода от игр к труду, от наглядного, интуитивного мышления к мышлению более зрелому, логическому. Эмоциональное и социальное созревание ребенка ускоряется в процессе его общения с другими детьми и взрослыми вне рамок собственной семьи.
?так, задача, связанная с подготовкой ребенка к школьной жизни, является трудной, однако для будущей жизни ребенка она играет настолько значительную роль, что необходимо уделять ей как можно больше внимания не только на пороге школьной жизни малыша, а гораздо раньше.