Поступление в школу связано с большими переменами в жизни ребенка. Он попадает вдруг и совершенно иную обстановку, где должен уметь подчиняться авторитету учителя, он оказывается в большой группе детей, по сравнению с которыми у него нет никаких преимуществ, где он должен приспособиться к совершенно новому ? коллективному ? способу руководства, и где к нему предъявляются многочисленные и не всегда ему понятные требования. Даже у ребенка, привыкшего и жизни в дошкольных коллективных учреждениях, ситуация бывает нелегкой. Раньше это был период свободных игр, теперь же на передний план выдвигаются сложные требования, связанные с учебой и необходимостью подчиняться дисциплине. В последние годы требования, предъявляемые школой к ребенку, усложнились. Естественно, что общество, прогресс которого зависит от уровня научного и технического развития, предъявляет к образованию человека все большие требования. Однако не каждый ребенок может легко усваивать школьную программу. Родители часто чувствуют себя разочарованными в своих ожиданиях и надеждах, а школа явно отдает предпочтение детям с лучшими способностями и успеваемостью.
Разные дети по-разному приспосабливаются к школьным требованиям. Для некоторых школа, по крайней мере в самом начале, является чем-то интересным, чем-то новым, обещающим насытить их пытливую мысль и удовлетворить их тягу к детскому обществу. Для других детей занятия в школе бывают связаны с чем-то неприятным, с потерей свободы и неприятной необходимостью подчиняться приказам и распоряжениям. Требования школы, предъявляемые к ним, кажутся им иногда просто невыполнимыми, в связи с чем их часто мучает чувство вины.
Можно помочь ребенку и его родителям преодолеть трудности, связанные с поступлением в школу: прежде всего уже в дошкольном периоде надо начинать готовить малыша к школе, далее необходимо правильно выбрать время для поступления ребенка в школу, которое зависит от его индивидуальной зрелости. Чтобы помочь маленькому человеку, делающему свои первые школьные шаги, надо создать и хорошую домашнюю обстановку, принять участие в приготовлении его домашних заданий. При этом нельзя забывать об индивидуальных особенностях, способностях и недостатках ребенка.