В последнее время детская одежда претерпела значительные изменения. Для ее изготовления сейчас используются совершенно новые материалы. Применение синтетических тканей позволяет делать детскую одежду легкой и теплой. Выпускается одежда различных фасонов, цветовой гаммы и назначения. При ее выборе следует руководствоваться возрастом ребенка, определенными гигиеническими и психологическими требованиями, а также тем, для чего предназначается одежда.
Одежда ребенка дошкольного возраста обычно отличается от одежды школьников, у которых она с каждым годом становится более похожей на молодежную спортивную. Детей младшего возраста летом обычно одевают в шорты и легкую рубашку, которые не должны стеснять движений. В жаркие летние дни не обязательно надевать на малыша рубашку. На природе, у реки дети могут быть совсем без одежды, и не следует им это запрещать, Это имеет большое значение не только для здоровья ребенка, но и учит его воспринимать наготу как нечто совершенно естественное. Воспитание у детей такого отношения к голому человеческому телу в данном случае является частью полового воспитания. Необходимо, чтобы родители, разрешая ребенку играть в голом виде, делали это совершенно естественно, чтобы оп понимал, что бегать без одежды в жаркий день приятно и полезно ? тело закаляется под действием ветра, солнца, воздуха. Рекомендуется, чтобы дети носили летом одежду из хлопчатобумажной ткани, а не из синтетической, которая не пропускает воздух, в результате чего тело перегревается. Кроме того, у детей, которые носят летом одежду из синтетики, нередко наблюдается раздражение кожи, воспалительные процессы под мышками и между ногами.
Детям, кожу которых раздражала синтетическая ткань, следует и зимой носить хлопчатобумажное белье, поверх которого можно надевать одежду из синтетических тканей. Однако не следует забывать, что эти ткани не пропускают воздуха. Особенно это касается одежды типа ?комбинезон?. Если ребенок потеет в этой одежде, то не следует пользоваться ею часто.
Девочки носят теплые пальто, колготки, которые удобны для пребывания на улице, но менее удобны для дома, так как сильно греют и не пропускают воздуха. Поэтому рекомендуется, чтобы дома девочки носили чулки с поясом, а еще лучше ? гольфы.
Одежда должна способствовать закаливанию ребенка, он должен привыкнуть к ощущению легкого холода ? это гораздо полезнее для его здоровья, чем постоянное перегревание. Очень часто родители связывают появление кашля и насморка у ребенка с тем, что его недостаточно тепло одевают. Они не правы. Как только дети привыкнут к менее теплой одежде, начнут закаляться, у них исчезнут признаки раздражения верхних дыхательных путей, которые родители считают результатом простуды. В случае такой ?простуды? родители начинают кутать детей, надевают им на голову теплые шерстяные шапки, даже если на улице не очень холодно, что только усугубляет эту так называемую простуду. Шапку ребенку следует надевать лишь в том случае, когда на улице действительно холодно или дует сильный ветер.
В детской одежде важную роль играет ее цветовая гамма. Маленькие дети отдают предпочтение красному и Желтому цвету, с которыми у них связаны приятные ощущения, они на них обычно живо реагируют. При покупке одежды следует учитывать вкус детей. Надо учить детей заботливому и бережному отношению к своему костюму. Как забота о чистоте тела, которая стала одной из основных привычек ребенка, так и забота о чистоте любого платья или костюма способствуют появлению у него чувства любви к порядку, чувства красоты, стремления жить в красивой, чистой и упорядоченной обстановке.
В школьном возрасте это становится еще более важным. Ребенок сравнивает свою одежду с одеждой ровесников, воспитывает свой вкус, одежда помогает ему заявить о себе в среде, которая его окружает. Уже в это время вкус ребенка часто отличается от вкуса родителей. Ребенок обычно внимательно присматривается к своему окружению, его вкус формируется под влиянием друзей, театра, кино или телевидения. Родители, одевающие ребенка, должны руководствоваться его вкусами и пожеланиями. Это нужно для того, чтобы у ребенка по возникало чувства, что с ним не считаются, что его пожелания, которые ему кажутся жизненно важными, не принимаются во внимание. Дети школьного возраста стремятся к тому, чтобы их одежда была похожей на одежду взрослых, а еще больше ? на одежду старших товарищей, которые служат для них примером. Спортивный тип одежды сегодняшней молодежи вполне отвечает требованиям, предъявляемым к одежде детей школьного возраста ? она не сковывает их движений и легка, чем способствует и закаливанию организма ребенка.
Важное значение имеет обувь ребенка, особенно у детей до 8 лет. При ее неправильном подборе возможно образование различного рода дефектов ног. По мере того, как нога ребенка растет, надо чаще менять его обувь, которая должна точно соответствовать размерам ноги, особенно размеру в горизонтальном направлении (от большего пальца до мизинца). Размер обуви в длину уже не имеет такого решающего значения. Обувь ребенка должна иметь твердую подошву, желательно не резиновую, хороший подъем и достаточно высокий каблук. Детям, страдающим плоскостопием, следует пользоваться металлическими супинаторами, которые поднимают свод стопы. Таким детям рекомендуется носить сандали лишь в самые жаркие дни, когда ноги в закрытой обуви потеют, отчего может произойти раздражение кожи. Сандалии должны прочно держаться на ноге, подметки их должны быть твердыми, с каблучком. Очень полезно, если ребенок будет ходить босым по твердой, не гладкой поверхности. Специальная гимнастика, развивающая активность стопы, оказывает более эффективное влияние на формирование ее хорошего свода, чем применение супинаторов.