Любой здоровый, нормально развивающийся ребенок иногда огорчает взрослых, не слушается их. Психологами уже давно было доказано, что нет такого ребенка, развитие которого проходило бы без конфликтов, и что конфликты являются составной частью процесса созревания ребенка, его личностного и социального возмужания. Можно утверждать, что эмоциональное равновесие и все умственное развитие слишком податливого ребенка, послушного абсолютно во всем, очень дисциплинированного и добросовестного находится под угрозой, что такой ребенок имеет далеко не лучшие предпосылки для будущей деятельности, для той общественной роли, которую ему придется выполнять взрослым. Умственное развитие ребенка ? это слишком сложный и не всегда равномерный рост, приобретение новых знаний, навыков. Оно похоже на процесс восхождения по лестнице, где на каждой ступеньке ребенку надо сначала обрести равновесие, прежде чем подниматься дальше. При этом некоторые дети продвигаются более сложным путем ? из-за своего темперамента или общего багажа знаний и навыков. Однако трудности не обходят стороной ни одного ребенка. У некоторых детей с ними связан прием пищи, у других ? сон или поддержание чистоты своего тела, некоторые дети ? упрямы, другие слишком боязливы и пугливы; один ребенок совсем не общителен, другой слишком легко поддается влиянию товарищей ? вряд ли можно перечислить все то, с чем сталкиваются родители в процессе воспитания детей.
Большую часть этих трудностей родители преодолевают сами ? иногда надо просто набраться терпения, пока ребенок не справится с проблемой, не ?перерастет? ее. Дети, переживающие трудный период своего развития, нуждаются в понимании, поддержке, внимании и последовательном руководстве со стороны взрослых. Возмущение и гнев в таких случаях ? плохие советчики, а наказание, как правило, является наименее подходящим средством воспитания. Чтобы помочь ребенку, надо вскрыть причины отклонений от нормы в его поведении, а это не всегда легко бывает сделать. Поэтому будет правильным, если родители в таких случаях посоветуются с детским врачом, который может помочь. Родители часто стесняются говорить с ним о подобных проблемах в воспитании детей, им кажется, что врача они не касаются, что он должен лишь заниматься лечением больных детей. ?ногда трудности в воспитании родители считают следствием своей собственной неспособности и стыдятся об этом говорить. Наконец, родители избегают говорить с врачом и по той причине, что хотят сохранить в тайне частную жизнь своей семьи. Хочется еще раз напомнить им, что современный врач занимается не только лечением, он заботится о нормальном развитии своих пациентов, являясь помощником семьи во всех вопросах, связанных с воспитанием детей.