Купание ? это, по всей вероятности, лучший пример гигиенического ухода за ребенком, который одновременно является для него и источником приятных эмоций. Сначала ребенок с видимым удовлетворением воспринимает погружение в воду, затем он начинает смеяться и хлопать ручками по воде, после купания не хочет выходить из воды, плачет, когда его вынимают из ванны. Если ребенок уже может сидеть в ванне, он смеется, расплескивает воду вокруг себя, играет с игрушками, которые ему дают, тянет в воду и другие предметы, например мочалку.
Ребенка следует купать каждый день в течение всего периода детства. В первый год и в последующие два года желательно купать ребенка вечером. Во-первых, при этом смывается дневная грязь, во-вторых, вечернее купание действует успокаивающе, подготавливает ребенка ко сну. Ни в коем случае нельзя купать ребенка после еды. Лучше выкупать его перед последним приемом пищи, которую он получит вскоре после купания, перед сном. Часто после ванны ребенок испытывает голод и начинает плакать. Поев, он успокаивается и быстро засыпает. В это время не следует возбуждать его, потому что он быстро устанет и не сможет уснуть.
В помещении, где купают ребенка, должна поддерживаться температура приблизительно 19?20?, по крайней мере в первые три месяца. Позднее уже нет необходимости так строго соблюдать это условие. Во время купания двери и окна закрывают, за исключением жарких летних дней, когда легкое вечернее охлаждение может успокоить ребенка. Постепенное избавление от страха перед охлаждением после первых трех месяцев имеет большое значение для закаливания ребенка, как и постепенное снижение температуры воды при купании.
Перед тем как начать купание, необходимо все подготовить к этой процедуре. Ванночку, в которой купают ребенка, ставят на стол, покрытый полиэтиленовой пленкой и хлопчатобумажной пеленкой, на нем должно быть оставлено место, куда кладут ребенка для одевания. На столе, кроме того, должны находиться мягкое банное полотенце и две губки или махровые рукавички, одна из которых предназначена для мытья нижней части тела, а другая ? верхней. Ванночку, эмалированную или пластмассовую, вместимостью около 30 л, предварительно следует вымыть горячей водой и использовать ее только для купания ребенка. Ни в коем случае нельзя стирать в ней пеленки.
Особая миска с водой нужна для смачивания в ней мочалки при мытье лица. В отдельной коробочке должна находиться вата, в другой ? вискозная вата. ?спользованную вату кладут в третью коробочку. Необходимо также иметь наготове расческу и мягкую щетку для волос.
Следует заранее приготовить ребенку кофточку, в которую вложена рубашечка. Рукава рубашечки продевают через рукава кофточки, загибают их края и при одевании их вместе засучивают. Рядом с ванночкой расстилают две пеленки: на одну, сложенную треугольником, поперек кладут другую, свернутую прямоугольником. Только после подготовки всего необходимого приступают к купанию.
Температуру воды в ванночке тщательно измеряют. Чтобы скорее получить равномерную температуру воды в ванночке, разбавляют холодную воду горячей. ?змерение температуры на ощупь ? метод ненадежный, поэтому лучше, в особенности в первые три месяца, пользоваться термометром для ванн. После первых недель температуру воды постепенно снижают и полугодовалого ребенка купают при температуре воды 29?32СС. Перед купанием, прежде чем посадить ребенка в ванночку, с помощью ватки, смоченной в растительном масле, следует очистить его ягодицы от возможных остатков кала.
После этого малыша быстро погружают в воду, при этом левой рукой поддерживают его головку, держа его за левое предплечье под мышкой. Правой рукой поддерживают ребенка снизу так, чтобы указательный и средний пальцы были просунуты между ножками, большой палец обхватывал правое бедро, а безымянный и маленький вместе ? левое бедро. После ополаскивания ребенка кладут на стол, покрытый пеленкой из полиэтилена, где его моют губкой с мылом (верхнюю часть тела ? одной губкой, нижнюю ? другой). Лицо не моют, волосы Тоже не рекомендуется часто мыть с мылом, поскольку они при этом обезжириваются и страдают их корни. Достаточно мыть голову с мылом раз в неделю. Если на волосяной части головы образуются желтые струпья, то следует сделать на ночь на голову масляный компресс, и после размягчения струпьев вычесать их. Затем ребенка кладут на животик и моют его сзади. У девочек нужно следить, чтобы при мытье половых органов и обмывании наружных половых губ губка двигалась по направлению к заднему проходу, чтобы не занести инфекцию в мочеиспускательный капал или влагалище.
Только после всех этих процедур обмывают с помощью ватных тампонов лицо водой, которая налита в специальную миску. Чистыми тампонами протирают глаза изнутри ? наружу, каждый глаз отдельно, чтобы не перенести возможную инфекцию из одного глаза в другой. Туго скрученной ваткой прочищают носовые отверстия. Ни в коем случае нельзя использовать для этой цели спичку, обмотанную ватой, так как можно поранить нос. Так же прочищают ушные раковины.
Ребенка всегда моют только мягким мылом с повышенным содержанием жира. Пенистые мыла не годятся, лучше применять хорошее высококачественное туалетное мыло, например, ланолиновое.
После мытья на столе ребенка снова погружают в ванночку и тщательно смывают мыло. В ванночке дети ро трех месяцев должны находиться 3?5 мин, более старшие ? до 10 мин. Ребенку зачастую так нравится быть в воде, что он вынуждает продлить купание. Однако этого делать нельзя, поскольку ребенок устает, кроме то
в результате длительного пребывания в воде нарушается жировое покрытие его кожи.
Затем ребенка опять кладут на стол на банное полотенце, с головой заворачивают и мягко вытирают, чтобы не повредить кожу. При этом еще раз проверяют, нет ли остатков мыла или остатков присыпки, не смытых при купании, в складках кожи. Потирание и похлопывание по Коже для ребенка очень приятны. Они действуют как массаж, после которого кожа розовеет или даже краснеет в результате улучшения кровоснабжения.
После купания, когда ребенок еще завернут в полотенце, мягкой щеткой или неострым гребнем ему расчесывают волосы. Нужно тщательно следить за чистотой ногтей, которыми ребенок может поцарапать кожу и занести инфекцию. Ногти ребенку подстригают один раз в неделю ножницами с закругленными концами. Детям старше года необходимо не только регулярно подстригать ногти, но и ежедневно чистить их, в особенности в период, когда ребенок все берет в руки.
Ребенку, у которого еще не прорезались зубы, рекомендуется раз в день протирать десны тряпочкой, намотанной на палец и смоченной в воде, чтобы удалить остатки пищи. Начиная примерно с полутора лет, когда челюсть уже развита, надо начинать чистить зубы щеткой. Она должна быть очень маленькой, чтобы ею можно была проделывать круговые движения в полости рта ребенка и не слишком твердой, чтобы не повредить эмаль.
Кроме ежедневного купания, в течение дня ребенка надо умывать, если он испачкается, например, при срыгивании или рвоте. Делают это чистой, смоченной в воде губкой, без мыла. При загрязнении после стула ягодицы следует обмыть теплой водой, а затем смазать растительным маслом, что предохранит кожу от раздражения. Когда ребенок уже уверенно сидит, его можно полностью вымыть в ванночке, а когда стоит, то еще лучше ? стоя. Но лежа ? это всегда приятнее, и при этом у него есть возможность поиграть.
На третьем году жизни ребенка уже можно купать в обычной ванной или мыть под душем как взрослого, если ванны нет. При этом не следует бояться, что на ребенка попадет холодная вода, скорее надо остерегаться слишком горячей воды, которой можно обвариться. Уже на втором году жизни малыш очень хорошо переносит холодную воду и холодный душ. Но, конечно, душ не заменит настоящего купания.
С возрастом, когда ребенок начинает много двигаться, прикасаться к окружающим предметам, ему нужно чаще мыть руки, в особенности перед едой или после нее, мыть ноги, если ребенок ходит босой, особенно летом.
Уже на втором году, как только ребенок научится стоять и уверенно бегать, для него на улице можно поставить сосуд с холодной водой, в котором он может время от времени плескаться.
карфакс