Акушерство и педиатрия. Охрана здоровья матери и ребёнка
Поиск по сайту:
Поиск
Акушерство и педиатрия
Охрана здоровья матери и ребёнка

Помощь маленькому школьнику со стороны семьи.

Развитие детей

Помощь маленькому школьнику со стороны семьи. Требования, предъявляемые к начинающему школьнику, сегодня настолько сложны, перемена, происшедшая в его жизни, так внезапна, что каждый ребенок, чтобы справиться со всем этим, нуждается в хорошем, терпеливом я ласковом учителе и в эффективной помощи со стороны родителей. Очень редко можно встретить малыша, для которого поступление в школу не было бы связано с определенными проблемами и трудностями. Так, один ребенок слишком несмел, он боится учителя и слишком пассивно подчиняется дисциплине, другой ? с трудом может усидеть на месте, не умеет сосредоточиться во время занятий, третий ? не умеет себя обслуживать и нуждается в посторонней помощи. Те же проблемы возникают и при усвоении учебной программы: некоторым детям с трудом дается написание букв, другие путают их при чтении, третьи не умеют считать и т. п.

Помощь семьи в таких случаях должна идти в трех направлениях: прежде всего ? это моральная поддержка малыша, укрепление в нем веры в себя, радость за достигнутые успехи; далее ? это создание условий для подготовки домашних заданий и, наконец, в некоторых случаях ? помощь родителей в приготовлении уроков.

Моральная поддержка ? это главное, в чем ребенок особенно нуждается, что совершенно необходимо для его дальнейшего развития. Наказание, крик и сцены, сопровождающие выполнение ребенком домашних задания, обычно только усиливают его неуверенность. Для начинающего школьника первая тройка или двойка могут означать катастрофу. С другой стороны, есть и такие дети, которые равнодушны к плохой оценке, и это обычно беспокоит родителей и учителей. Как и вообще в процессе воспитания, так и здесь должен действовать принцип, что с помощью положительных факторов ? похвалы, положительной, в некоторых случаях положительно-критической оценки труда ребенка ? можно, Как правило, добиться большего, чем с помощью брани и наказаний. Однако каждый ребенок требует к себе индивидуального подхода. Малышу, склонному к переживаниям и страху, надо объяснить, что одна оценка это не так уж и Важно, тогда как флегматичному ребенку надо указывать не только на его успехи, но и на недостатки.

Создать дома необходимые условия для выполнения домашних заданий особенно важно для первоклассника. Ребенок в это время еще не способен активно сосредоточиться и может работать внимательно лишь в том случае, если ничто ему пе мешает. Поэтому лишь тогда, когда у ребенка дома есть тихий уголок, где он может готовить уроки и заниматься, он может приобрести полезный навык интенсивной сосредоточенности и интенсивных занятий. В шумной домашней обстановке, где ребенку постоянно кто-то или что-то мешает сосредоточиться, не только снижается его работоспособность, но он привыкает к поверхностной работе с частыми перерывами. Даже многие старшеклассники часто занимаются так, что просиживают над уроками многие часы в общем-то без пользы, так как работают неинтенсивно, думают о посторонних вещах, смотрят, например, из окна на что-то более интересное, чем учебники или тетрадь. Следовательно, и в небольшой квартире у ребенка должен быть свой уголок для занятия. Стол, за которым школьник занимается, не должен быть завален лишними предметами ? там должно находиться лишь то, что необходимо для занятий; желательно, чтобы стол не стоял прямо против окна, чтобы вид из окна пе отвлекал школьника от работы; естественно, что в комнате следует выключить радио и телевизор.

Родителям часто кажется, что ребенок должен свои задания готовить совершенно самостоятельно, чтобы как можно скорее привыкнуть к самостоятельному труду. Они часто ссылаются на пример других детей, которые в этом плане становятся рано самостоятельными. Однако следует знать, что самостоятельно заниматься дети могут обычно не сразу, они учатся этому постепенно, при этом некоторые дети в большей степени, чем другие, сначала нуждаются в непосредственном руководстве. Родители, сидящие рядом со своим малышом-первоклассником, пока тот пишет свои первые строчки, заданные ему на дом, помогают ему сразу в нескольких направлениях: они поддерживают его уверенность, в случае сомнений они подсказывают ему, помогают, когда ребенок оказывается в безвыходной с его точки зрения ситуации. Под непосредственным индивидуальным руководством ребенок, как правило, работает намного лучше: сосредоточенность родителей как бы делает более интенсивной и его собственную сосредоточенность, их усилия как бы передаются малышу. ? лишь когда ребенок усвоит основные методы занятий, когда для него ситуация станет знакомой и привычной, надо прямое руководство несколько ограничить, предоставив ребенку больше самостоятельности в процессе подготовки уроков. В этом случае достаточно бывает проверить и дать оценку выполненному заданию.

Учащиеся начальных классов не могут запомнить все свои обязанности, о многом они легко забывают, поэтому необходимо создать определенную систему помощи ребенку. Часть его обязанностей должны на себя взять родители. Чем младше школьники, тем теснее должна быть связь семьи со школой. Частые, регулярные контакты родителей с учителем в этот период необходимы прежде Всего для того, чтобы избежать многих трудностей. Эти контакты необходимы и для того, чтобы процесс воспитания ребёнка в школе и дома был единым, чтобы учитель и родители могли лучше понять некоторые предпосылки и условия, вызывающие то или иное поведение детей.

Совпадение возможностей ребенка с тем, что ожидают от него родители, в значительной мере определяет его психическое развитие. Чрезмерное стремление родителей сделать из ребенка свой идеал, существо совершенное, выдающееся, приводит иногда к полной противоположности ребенок перегружен, его начинают преследовать неудачи, он теряет интерес к учебе, его успеваемость становится все хуже. Неудовлетворенность родителей, заявляющих, к примеру: ?Парень лентяй, мог бы учиться лучше, если бы захотел?, является обратной стороной неудовлетворенности ребенка, которая внешне проявляется разными способами, но всегда сказывается на психическом здоровье школьника. Неуместна и другая крайность: родители слишком мало ожидают от ребенка, не поднимают выше его собственные цели и стремления, тем самым лишая его возможности почувствовать удовлетворение, получаемое человеком от работы, нелегко дающейся, но хорошо выполненной.

Трудности, связанные с начальным периодом школьной жизни, могут быть и у тех детей, родители которых добросовестно готовили их к школе, разумно воспитывали их. ?ногда эти трудности настолько усиливаются, что ребенок нуждается в безотлагательной помощи. Прежде всего. надо помнить, что недопустимы наказания и психологическое давление на ребенка с целью достижения перемен. Следует разобраться в причинах, вызывающих нежелательные факторы. Существует целый ряд причин плохой успеваемости и трудностей в поведении начинающего школьника: неравномерные способности ребенка, способности ниже среднего уровня, дефекты зрения (иногда совсем незначительные), дефекты слуха, двигательных способностей, физическая ослабленность ребенка и частые болезни, сопровождаемые пропусками уроков, это могут быть и нарушения в эмоциональном развитии, обусловленные тяжелой обстановкой и конфликтами в семье и т. п. Некоторые из этих отклонений на первый взгляд могут быть совершенно незаметными, их и учитель может не видеть. Поэтому необходимо такого ребенка показать детскому врачу, а по возможности и психологу. Такое обследование особенно желательно там, где недостатки ребенка проявляются лишь в какой-то одной области: например, ребенок не может научиться читать, но делает заметные успехи в счете, или бывает очень неловким на уроках физического воспитания, хотя по другим предметам успевает отлично и т. п. Консультация, как правило, необходима и в том случае, если у ребенка есть склонность стать левшой, и надо решить, какой рукой ему следует писать ? левой или правой. Сегодня врачи считают, что не следует переучивать ребенка, заставляя его насильно писать правой рукой,?в некоторых случаях это просто опасно, особенно если это связано с давлением, оказываемым на психику ребенка, и с наказаниями. Но вопрос о том, является ли склонность ребенка писать левой рукой ясно выраженной или лишь кажущейся ? сложный вопрос, здесь необходимо объективное, тщательное врачебное обследование.

?так, воспитание и обучение каждого ребенка ? проблема очень сложная. Если мы хотим, чтобы ребенок наилучшим образом, гармонично и оптимально развивал свои способности, нам следует понять его потребности, учесть его индивидуальные особенности и оказать ему, таким образом, помощь, в которой он нуждается. А там, где уже возникли серьезные трудности, надо постараться выяснить причины, их вызывающие.

?
Читайте также:

Стань партнером
Магазины рядом с Вашим домом где купить букеты из шариков. Купить цветы с доставкой.